Определение болезни. Причины заболевания

наследственных, генетических, хромосомных — врождённые нарушения обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера и другие; внешних вредных внутриутробных — сифилис , грипп , употребление беременной женщиной алкоголя и наркотиков; послеродовых — асфиксия плода в родах, черепно-мозговая травма , тяжёлые инфекции и их последствия, в том числе нейроинфекции.
Симптомы умственной отсталости (олигофрении)
недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое; недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению; нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память; проблемы с речью; трудности с обучаемостью; проблемы социализации и неадекватное поведение в обществе .
Патогенез умственной отсталости (олигофрении)
Эндогенные причины : изменение наследственных структур (мутации) — наиболее частые причины УО. Встречаются генные мутации (изменяется внутренняя структура генов) и хромосомные мутации (изменяется структура хромосом). К таким видоизменениям относятся транслокации (обмен сегментами между хромосомами), делеции (поломки хромосом с утратой их части), дупликации (удвоение участка хромосомы) и инверсии (две поломки в одной хромосоме с поворотом участка между ними на 180°); 
Работа нейронов эндокринные заболевания и метаболические дефекты (например, сахарный диабет у матери или фенилкетонурия); внутриутробные инфекции (как вирусные, так и бактериальные). Внешние причины : патология беременности и родов (в том числе гипоксическое поражение плода из-за агрессивных акушерских стратегий); нарушение ранней привязанности к родителям и недостаток воспитания (последний фактор может влиять только вместе с другими) ; химические вредности (в том числе нерациональное использование лекарственных препаратов); физические факторы (ионизирующее излучение и прочие).
Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)
F70.xz Лёгкая УО (IQ 50-69, результаты теста Векслера 60-79); F71.xz Средняя УО (IQ 35-49, результаты теста Векслера 45-59); F72.xz Тяжёлая УО (IQ 20-34, результаты теста Векслера 30-44); F73.xz Глубокая УО (IQ < 20, результаты теста Векслера < 30); F78.xz Другие формы УО; F79.xz Неуточнённая форма УО.
0z — отсутствие нарушения поведения или его слабая степень выраженности; 1z — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения ; 8z — другое нарушение поведения; 9z — без указания на нарушение поведения.
.x1 — УО, вызванная инфекцией или интоксикацией; .x2 — УО, вызванная травмой или физическим агентом; .x3 — УО, вызванная фенилкетонурией; .x4 — УО, вызванная хромосомной патологией; .x5 — УО, вызванная гипертиреозом; .x6 — УО, вызванная гипотиреозом; .x7 — УО, вызванная недоношенностью; .x8 — УО, вызванная другими уточнёнными факторами; .х9 — УО, вызванная неизвестными причинами.
Дебильность (IQ 50-69). В МКБ-10 соответствует F70. Для ребёнка с легкой степенью УО характерен относительно большой словарный запас, трудности с абстрактным мышлением, хорошая механическая память, проблемы с самообладанием, внушаемость, несамостоятельность, безынициативность. Такие люди обучаемы, у них есть возможность закончить школу, училище по адаптированной программе и получить простую профессию, обычно связанную с физическим трудом . Имбецильность (IQ 20-35). Соответствует F71-F72. Имбецилы имеют низкий словарный запас, не владеют грамматикой, слабо усваивают новый материал, им сложно освоить бытовые навыки, нуждаются в постоянном уходе. Идиотия (IQ <20). Соответствует F73. Идиоты не владеют членораздельной речью и не понимают речь других людей. Реакция на окружающие вещи не отличается от младенческой. Голод и другие неприятные ощущения и раздражители вызывают плач, агрессию, аутоагрессию (желание причинить вред самому себе). Благополучное окружение приводит к успокоению. Обычно они не умеют ходить, только ползают. Окружающий мир познают через хватание предметов в рот. За такими людьми нужен постоянный контроль и опека. [3]
Этиопатогенетическая классификация М. С. Певзнера: неосложнённая форма УО; УО с нарушениями нейродинамики (с преобладанием возбуждения или торможения); УО, сочетающаяся с патологией анализаторов; УО с сопутствующим психопатоподобным поведением; УО с лобной недостаточностью. Клинико-физиологическая классификация С. С. Мухина и Д. Н. Исаева: атоническая форма — характерна повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, больные вялые, апатичные, со слаборазвитой мелкой моторикой, обычно не реагируют на речь, часто повторяют стереотипные простые действия; дисфорическая форма — характерна эмоциональная лабильность, агрессивность и аутоагрессивность, раздражительность и нарушения внимания; теническая форма — характерна эмоциональность и общительность; астеническая форма — характерна эмоциональная лабильность, нарушения внимания, суетливость, пространственная дезориентированность и недоразвитость мелкой моторики. [11]
Осложнения умственной отсталости (олигофрении)
Диагностика умственной отсталости (олигофрении)
В первую очередь следует проводить тщательное обследование матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий:
- из анамнеза следует выяснить все хронические заболевания беременной, её наследственную предрасположенность, вредные привычки, перенесённые заболевания и операции;
- необходимо исследовать резус-совместимость матери и ребёнка;
- сделать клинические анализы крови и мочи, исключить ВИЧ-инфекцию, гепатиты, половые инфекции, грипп, герпес и другие заболевания;
- провести УЗИ-диагностику, которая позволяет выявить аномалии плода;
- исследовать α-фетопротеин — его повышение в крови матери является показанием к изучению амниотической жидкости на содержание α-фетопротеина;
- по показаниям исследуются клетки в околоплодной жидкости.
После рождения ребёнка, в первые дни и годы его жизни проводят общие анализы крови, мочи, биохимические анализы, применяют различные скрининговые тесты для выявления нарушений обмена (фенилкетонурия, тирозинемия, мукополисахаридоз, гистидинемии и другие).
Из инструментальных методов диагностики используют:
- рентгенографическое исследование черепа;
- электроэнцефалографию (ЭЭГ);
- компьютерную и магнитно-резонансную томографию (КТ и МРТ);
- эхоэнцефалоскопию (ЭхоЭГ);
- кариотипирование;
- реоэнцефалографию.[7][12]

Электроэнцефалография (ЭЭГ)
Из психо-педагогических методов исследования применяют различные тесты на определение уровня интеллекта (в зависимости от возраста ребёнка), а также диагностические тесты на изучение общего психического развития ребёнка.
С двухлетнего возраста используют шкалу интеллекта Стэнфорда — Бине. Она оценивает коэффициент интеллекта (IQ) тестируемого. Тест состоит из четырёх частей, в которых исследуются:
- вербальные навыки;
- вычислительные навыки;
- абстрактно-визуальные навыки;
- кратковременная память.
Это не просто «сухое» тестирование, в процессе исследования специалист может наблюдать за проявлением различных качеств испытуемого (сосредоточенность, усидчивость, усердие, уверенность в себе), что также отмечается в результатах.
С пятилетнего возраста в России чаще всего используют тест Векслера.
Важно: результаты IQ в данном тесте не соотносятся напрямую с показателями IQ для классификации в МКБ-10. Из результата в тесте Векслера следует вычитать 10 и только потом обращаться к МКБ-10 для постановки диагноза. Например, если результат равен 34, то вычитаем 10 и получаем IQ = 24, что соответствует F72 — тяжёлой форме умственной отсталости.
Тест состоит из вербальной и невербальной частей, которые делятся по темам (арифметика, словарный запас, запоминание цифр, недостающие детали, кубики Кооса, складывание фигур и другое).
При обработке результатов:
- подсчитываются баллы общего интеллекта;
- подсчитываются коэффициенты на основе выполненных субтестов;
- интерпретируется индивидуальный поведенческий профиль испытуемого.
Помимо вышеизложенных тестов существует большое количество альтернативных методик:
- метод Равена;
- метод Кноблоха;
- шкала развития Бейли;
- гештальт-тест Бендера;
- Денверский скрининговый метод и другие.[1][4]
Дифференциальная диагностика
Дифференциальную диагностику проводят со следующими патологиями:
- Шизофрения с началом в детском возрасте
Детям с этим заболеванием характерно нормальное интеллектуальное развитие в первые годы жизни. У них может быть богатый словарный запас, они проявляют интерес во многих вопросах, часто фантазируют. Нарушений речи нет, но если они возникают, то не из-за нарушений общего психического развития, а по причине деформации мышления.
Характерным является нарастание гипобулии и гипотимии: если вначале ребёнок интересовался миром, проявлял много ярких эмоций, то потом постепенно становится безыдейным, безынициативным, отстранённым.
При выполнении заданий и тестов дети с шизофренией показывают нестабильность в результатах. Они способны отвечать на сложные вопросы и проваливают лёгкие тесты. Эти дети склонны к обобщению, если не учитывать частные признаки, в то время как при УО ребёнок не может выполнить задание в обобщённом плане.
- Аутизм
Примерно 70% людей с аутизмом имеют черты УО. Однако в первую очередь следует диагностировать аутизм, так как методы коррекции детей с УО и аутизмом различны.
В отличие от людей с умственной отсталость, для детей с аутизмом характерна неравномерная задержка психического развития. Причём задержка наблюдается лишь в отдельных областях психики, в остальном же психическое развитие соответствует норме. При олигофрении же наблюдается общее психическое недоразвитие.
- Задержка психического развития (ЗПР)
Это отклонение является состоянием лёгкого интеллектуального недоразвития, когда уровень мышления или эмоционально-волевая сфера и речевая функция не соответствуют возрасту. В отличие от УО оно может быть обратимым, однако если этого не происходит к 13 годам, то ставится диагноз лёгкой дебильности.
ЗПР возникает под действием наследственных факторов, внешних вредностей (черепно-мозговая травма, органическое поражение мозга, нарушение работы органов чувств) и психогенных воздействий (педагогическая запущенность, отсутствие должного ухода и воспитания). Дети с ЗПР, в отличие от детей с олигофренией, более эмоциональны, интересуются окружающим миром, обладают хорошим воображением, более обучаемы.[7]
- Деменция
Важно не путать умственную отсталость и деменцию, которая тоже характеризуется слабоумием и другими схожими нарушениями психики. Однако деменция — это состояние деградации, то есть переход из нормального состояния психики в патологическое, в то время как психика человека с УО изначально не развивалась. Следовательно, для постановки диагноза нужно учитывать возраст, в котором возникла патология.[12]
Лечение умственной отсталости (олигофрении)
Требуется ли госпитализация больному УО?
Известен ли этиологический фактор заболевания?
Какова тяжесть патологического процесса?

Прогноз. Профилактика
работу с беременными и раннее выявление внутриутробных и хромосомных патологий; устранение внешних вредностей, способных повлиять на развитие плода и ребёнка (улучшение экологической обстановки, исключение алкоголя, наркотиков, курения, ограничение контакта с бытовой химией и другое); предотвращение развития осложнений во время родов (повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества оборудования, повышение квалификации врачей); правильный уход за ребёнком для предотвращения инфекционных поражений и соматических заболеваний; раннюю диагностику нарушений обмена, гормональных патологий и ферментопатий. [10]
Список литературы
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
Вроно М.Ш. Задержки психического развития // Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского. — М.: Медицина, 1983. — Т. 2. — С. 442-508.
Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. — М.: Медицина, 2000.
Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб.: Питер, 2006. — 368 с.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. — СПб.: Речь, 2003.
Ковалев В.В., Маринчева Г.С. Олигофрении // Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. — М.: Медицина, 1988. — Т. 2. — С. 349-400.
Макаров И.В. Клинические рекомендации по диагностике и лечению умственной отсталости у детей и подростков. — 2015.
Маринчева Г.С., Вроно М.Ш. Умственная отсталость // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 2. — С. 612-680.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на русск. яз. под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. — СПб.: АДИС, 1994.
Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. — С. 218-237.
Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. и др. Руководство по психиатрии / Под ред. А.С.Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 1. — С. 607-721.
Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник практического врача / Под ред. А.Г. Гофмана. — М.: МЕДпрессинформ, 2006.


