ПроБолезни » Психические расстройства
warning
Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Расстройство мышления - симптомы и лечение

Что такое расстройство мышления? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Сницар Наталии Евгеньевны, психолога со стажем в 17 лет.

Дата публикации 4 марта 2025 Обновлено 4 марта 2025
Авторы
Литературный редактор: Анастасия Кравченко
Научный редактор: Владимир Вожжов
Шеф-редактор: Маргарита Тихонова

Определение болезни. Причины заболевания

Расстройство мышления (Thought disorder) — это нарушение мыслительного процесса. Мышление позволяет устанавливать логические связи между понятиями и событиями, причинами и следствиями. Благодаря умению формировать эти связи человек адаптируется (приспосабливается) к окружающему миру [10]. Расстройства мышления могут выражаться в том, что человеку трудно формулировать предложения, он плохо понимает переносные значения слов и у него нарушается память и абстрактное мышление, т. е. способность мыслить отвлечённо, не опираясь на предметы и идеи физического мира. Например, он перестаёт понимать пословицы и фразеологизмы.

Расстройство мышления
Расстройство мышления

Расстройства мышления как отдельного диагноза не существует в классификации психических заболеваний. Это, скорее, общее понятие, которое описывает множество нарушений мыслительных процессов. В Международной классификации болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) нарушения мышления и речи являются базовым проявлением шизофрении [6][14].

Важно понимать, что расстройство мышления может быть симптомом многих психических заболеваний. Поэтому тактику лечения таких нарушений определяют с учётом их первопричины [1].

Существует множество классификаций расстройства мышления. Условно их можно разделить на нарушения по шизофреническому и органическому типу, т. е. возникшие из-за болезни или повреждения мозга. Главным критерием является частота встречаемости при тех или иных заболеваниях [10].

Факторы риска развития расстройства мышления

1. Психические заболевания

Шизофрения и расстройства шизофренического спектра. К ним относятся параноидная шизофрения, шизоаффективные и шизотипические расстройства, а также выраженные расстройства личности (психопатии) [10].

Шизофрения — одно из самых серьёзных психических расстройств, которое проявляется в распаде психической деятельности. Она сочетает два типа симптомов:

  1. Продуктивные, т. е. те, которые отсутствуют у здорового человека и появляются только у заболевшего. К ним относятся галлюцинации, бред, кататония (двигательные расстройства), гебефрения (детское поведение), аффективные расстройства (эмоциональная неустойчивость) и др.
  2. Негативные, т. е. связанные с уменьшением психических функций здорового человека. К ним относятся апатия, абулия (отсутствие воли), эмоциональная и социальная отгороженность.

Также наблюдаются поведенческие и когнитивные нарушения (ухудшение памяти, внимания, беглости речи, двигательных и исполнительных функций) [18].

Характерный признак шизофрении — нарушенная целенаправленность, которая проявляется в том, что пациенты в разной степени не могут поддерживать мышление в одном направлении. Логические связи и ассоциации у них возникают случайно, согласно собственным законам. Эти смысловые цепочки понятны только им и существенно усложняют понимание их речи окружающими. Пациенты переходят от одной темы к другой, не в состоянии размышлять логически [10].

2. Генетические факторы

Наследственность. Исследования подтверждают, что генетическая предрасположенность существенно влияет на развитие различных расстройств мышления [18]. Если у близких родственников есть подобное заболевание, вероятность его развития у других членов семьи возрастает.

Гены. Учёные выявили несколько генов, которые могут увеличивать риск возникновения расстройств мышления [18]. Тем не менее, взаимодействие между генами и факторами окружающей среды, которые также влияют на поведение человека, весьма сложное.

Врождённые патологии развития центральной нервной системы (ЦНС) или черепа. Это наиболее частая причина нарушения мышления у детей. К таким патологиям могут относиться аутизм и олигофрения. Эти состояния практически не поддаются коррекции. Для пациентов с неизлечимыми формами патологии проводят адаптационные мероприятия, помогающие приспособиться к социальной среде [2].

3. Средовые факторы

Травматический опыт. Насилие, утрата близких или стрессовые ситуации могут повышать вероятность возникновения психических расстройств, включая расстройства мышления.

Психосоциальные факторы. Социальная изоляция, недостаток поддержки, а также стрессы на рабочем месте или в семье могут повышать риск расстройств мышления. Алкоголь, наркотики, неправильное питание и недостаток физической активности могут негативно влиять на работу мозга и также увеличивать вероятность нарушения мыслительных процессов [15].

4. Нейробиологические изменения

Изменения в структуре мозга. При некоторых расстройствах мышления наблюдаются изменения в объёме и структуре определённых областей мозга, таких как гиппокамп, миндалина и префронтальная кора.

Строение мозга
Строение мозга

Некоторые расстройства связаны с нарушениями в работе нейротрансмиттеров (включая дофамин, серотонин и глутамат), которые передают сигналы между нервными клетками. У пациента также могут быть зафиксированы нарушения в работе нейронных сетей, отвечающих за мыслительные процессы, эмоции и поведение [16].

Опухолевые поражения ЦНС. Они составляют обширную группу патологий и могут быть как доброкачественными, так и злокачественными. Доброкачественные новообразования, как правило, не связаны с глиальной тканью, которая обеспечивает питание и защиту нейронам. К таким опухолям относятся менингиомы, аденомы и краниофарингиомы. В редких случаях могут встречаться тератомы и другие объёмные образования. Отдельно выделяются кисты — полостные структуры, заполненные жидкостью или другими веществами. Причины, приводящие к этим патологиям, могут быть различными, но наиболее распространённые факторы связаны со сдавлением головного мозга и нервных тканей. Они могут развиваться на фоне повышенного внутричерепного давления, которое возникает из-за увеличения объёма спинномозговой жидкости и расстройства мозгового кровоснабжения [2].

Травматические факторы. Травмы головного мозга могут вызывать изменения не только в мышлении, но и влиять на умственные способности. Интеллект в целом оказывается под воздействием этих агрессивных факторов. Симптомы могут проявляться одновременно с травмой, а также сохраняться после лечения. Чтобы восстановить нормальную мыслительную деятельность, необходимо провести реабилитацию. При серьёзных повреждениях, таких как крупные гематомы или нарушения целостности мозговых тканей, полное излечение обычно недостижимо и реабилитация может дать лишь ограниченные результаты [2].

Эпилептические нарушения. При эпилепсии, а также при других длительных неврологических расстройствах могут наблюдаться количественные и качественные изменения в мышлении. К количественным относятся, например, ускорение или замедление темпа мышления. К качественным — бредовые и навязчивые идеи и др. Основные причины связаны с чрезмерной электрической активностью мозга и возможным повреждением тканей ЦНС. Эти изменения могут быть как постоянными, так и временными. Мышление становится более узким, возможно появление инертности (склонности к сохранению уже имеющихся представлений), зацикленности и трудностей с переключением на другие темы. Часто возникают проблемы с удержанием определённой мысли [12].

Возрастные изменения и заболевания (деменция, слабоумие, болезнь Альцгеймера и т. д.). Снижение уровня мышления — норма у людей пожилого возраста. Но заболевания проявляются в виде когнитивного дефицита: расстройства речи. В начальном периоде пациенты могут быть опасны для окружающих из-за расторможенности во время лечения или из-за бредовых расстройств. При развитии выраженного слабоумия они могут причинить вред, в том числе себе [12].

Важно отметить, что механизм нарушения мышления у каждого человека может иметь свои особенности. Патология развивается в результате сочетания различных генетических, средовых и нейробиологических факторов, т. е. врождённых особенностей нервной деятельности.

Распространённость

Так как расстройства мышления могут сопровождать многие психические заболевания, приведём статистику их распространения.

Примерно каждый восьмой человек в мире живёт с психическим расстройством. Для него характерно значимое нарушение когнитивной функции, поведения человека или эмоциональной регуляции, т. е. умения управлять своими эмоциями в определённых обстоятельствах [6].

По данным Института оценки показателей здоровья, с 1990 года психические расстройства поднялись в рейтинге основных причин потери здоровья во всём мире с 9-го на 6-е место [7].

По данным Минздрава России, за последние 10 лет заболеваемость психическими расстройствами снизилась. На учёте в 2020 году состояло около 1.4 млн человек с расстройствами поведения и психики. Из них:

  • с психозами и состояниями слабоумия — около 647 тыс. человек, в том числе с шизофренией и другими подобными расстройствами — 431 тыс. человек;
  • с умственной отсталостью — около 459 тыс. человек;
  • с расстройствами непсихотического характера, т. е. без чувства потери контакта с реальностью, — 292 тыс. человек [4].
warning
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы расстройства мышления

Расстройство мышления — один из первых и ключевых симптомов множества психических заболеваний. Именно из-за него человек постепенно утрачивает работоспособность, а иногда — возможность выполнять даже простые повседневные действия. Такой симптом также нередко встречается при нарушениях когнитивных функций при поражениях мозга различного происхождения [11].

Каждый случай нарушения мышления пациента уникален и не всегда укладывается в рамки одного типа нарушений. Часто можно встретить сложные сочетания различных расстройств. Например, проблема с обобщением может сочетаться с трудностями в целенаправленном (осознанном) мышлении или с различными нарушениями его динамики, т. е. скорости мыслительных процессов [9]. Также изменения темпа, содержания и структуры мышления будут указывать на его расстройство.

Количественные расстройства

Ускорение мышления. Темп речи человека становится более быстрым, у него внезапно появляются идеи, которые он не успевает озвучить. Часто такие идеи продуктивны и связаны с высокой творческой активностью. Этот симптом обычно наблюдается при мании (аномально повышенном уровне возбуждения) и гипомании (лёгкой форме мании).

Замедление мышления. У человека замедляется речь, ему трудно подобрать слова и высказать умозаключения, у него уменьшается количество ассоциаций. Замедленное мышление характерно для депрессии, астении (постоянной слабости) и бывает при минимальных расстройствах сознания.

Ментизм. Это непроизвольный поток мыслей, который нередко носит насильственный характер, так как человек находится в постоянном напряжении.

Шперрунг. Это «закупорка» мыслей, которая воспринимается человеком как внезапный обрыв мыслей или пустота в голове. Это состояние чаще встречается при шизофрении и шизотипических расстройствах [1][17].

Качественные расстройства

Навязчивые идеи. Их можно считать разновидностью навязчивых явлений (обсессий). Это мысли, суждения и идеи, которые возникают непроизвольно и не оставляют человека в покое. При этом пациент их адекватно воспринимает и критически оценивает, но всё же они вызывают у него душевный дискомфорт.

Сверхценные идеи. Это суждения и умозаключения, которые возникают на основе реальных обстоятельств. Они впоследствии преобладают в сознании и вызывают сильные эмоции. Эти идеи занимают ведущую роль в жизни человека, не подвергаются критике и определяют его действия, что может привести к социальной дезадаптации, т. е. неспособности поддерживать социальные отношения.

Бредовые идеи. Это ложные, неверные мысли, которые возникают на фоне болезненных обстоятельств. Они не поддаются коррекции ни с помощью убеждения, ни иным образом. Совокупность таких бредовых идей может быть признаком психоза — состояния, при котором человеку трудно понять, что реально, а что нет [1].

Патогенез расстройства мышления

Чтобы описать механизм расстройства мышления, необходимо сначала дать определение самому мышлению. Мышление — это психический процесс отражения действительности, в ходе которого человек преобразует имеющиеся в его памяти представления и образы для решения каких-либо задач.

В процессе мышления выделяют компоненты: сравнение, абстрагирование, анализ, конкретизация, синтез (объединение понятий и образов), обобщение, категоризация и классификация [11].

Согласно И. П. Павлову и его учениям, процессы мышления отражают физиологию условного и безусловного рефлексов. С точки зрения сознательных процессов, мышление можно разделить на процессы, связанные:

  • с логикой;
  • речью, в том числе её темпом;
  • индивидуальной и социальной мотивацией (целью);
  • формированием понятий.

Кроме этого, существует и бессознательный процесс [17].

Мышление тесно связано с сознанием, которое можно охарактеризовать как способность осознавать себя и окружающий мир в его многообразии. Сознание включает в себя умение понимать взаимосвязи между различными явлениями, а также оценивать адекватность своих действий. Оно даёт возможность контролировать и регулировать собственные поступки. Таким образом, сознание и мышление выступают как высшие психические функции, которые не только помогают людям взаимодействовать друг с другом, но и формируют внутренний процесс обработки информации [13].

Нарушения в мышлении могут быть связаны с изменениями в мотивации, что можно наблюдать при различных душевных расстройствах. Таким нарушением может быть, например, искажение уровня обобщения. Пациенты с подобными патологиями при классификациях основывают свои суждения на слишком общих признаках предметов, которые не отражают истинные отношения между этими предметами [9]. Например, такой человек объединяет вилку, стол и лопату по принципу «твёрдости».

Нарушения мышления часто возникают при шизофрении. Предполагается, что болезнь развивается из-за нарушений межклеточных взаимодействий на уровне синаптических структур (контактов между нервными клетками в мозге) и нейрональной пластичности (способности нервной системы приспосабливаться к новому опыту). Также в основе нарушений развития головного мозга могут лежать дефекты или повреждения мозга, возникшие внутриутробно или в первые 7 суток после рождения.

Повреждения могут возникнуть из-за вирусных инфекций у матери во втором триместре и недостаточного питания в первом, гипоксии (кислородного голодания). На их возникновение может влиять сезон рождения, перинатальный стресс, а также генетические предрасположенности [16].

Механизм расстройства мышления представляет собой сложный и до конца не исследованный процесс, так как довольно много структур задействованы в процессе мышления. Изменения в работе мозга могут возникнуть под влиянием множества факторов, которые перечислены в первом разделе.

Классификация и стадии развития расстройства мышления

I. Расстройства мышления можно условно разделить на несколько видов.

1. Нарушение операционной стороны мышления

Мышление можно рассматривать как обобщённое и опосредованное (при помощи чего-то) отражение реальности, которое проявляется в усвоении и применении знаний. Например, человек, выглянув в окно и увидев мокрые крыши, может понять, что прошёл дождь, хотя самого дождя он не видел. Процесс не сводится к тому, чтобы просто накопить информацию, а включает в себя синтез, обобщение и абстрагирование, а также использование новых умственных операций — эти процессы и относятся к операционной стороне мышления. Оно основывается на определённой системе понятий, позволяющих представить действия в обобщённых и абстрактных формах. Однако при некоторых нарушениях психической деятельности у людей может возникнуть трудность в использовании операций обобщения и абстракции [9].

2. Нарушение динамики мышления

Чтобы глубже понять внутренние закономерности и структуру мыслительных процессов, необходимо обратить внимание на процессуальный аспект мыслительной деятельности, т. е. на анализ, синтез и обобщение. Когда человек при решении задач применяет обобщение и воспроизводит адекватные знания о предметах, это требует не только умственных действий, но и их динамичного развития [9]. При нарушении динамики мышление перестаёт быть гибким и не изменяется в зависимости от ситуации и новых данных.

3. Нарушение личностного компонента мышления

Мышление представляет собой сложный процесс саморегуляции. Он зависит от поставленных целей и задач. Важный этап этого процесса — сравнение полученных результатов с условиями задачи и ожидаемыми итогами. Чтобы такое сравнение происходило, мыслительная деятельность человека должна быть активной и ориентированной на реальность. Если потерять целенаправленность в мышлении, это приведёт не только к поверхностным и незавершённым выводам, но и к тому, что мышление потеряет свою роль в регулировании действий человека [9]. В целом личностный компонент мышления связан с тем, что человек осознаёт свои цели, достигает их и способен проверять и корректировать свои выводы.

4. Нарушение мышления по содержанию

Аффективное мышление. При нём у человека преобладают эмоционально насыщенные образы, он сильно зависим от внешней среды, быстро реагирует мыслительно и эмоционально на любые, зачастую несущественные стимулы, что свидетельствует об аффективной неустойчивости. Аффективное мышление часто наблюдается у пациентов с расстройствами настроения, такими как депрессия или мания. В этом случае система суждений и представлений зависит от настроения человека.

Аффективное расстройство
Аффективное расстройство

Эгоцентрическое мышление. Оно характеризуется тем, что все суждения и представления сосредоточены на нарциссическом идеале (совершенном образе) человека, а также на том, что является полезным или вредным для него самого. В этом процессе человек игнорирует мнения других, а также социальные понятия и суждения. Такой стиль мышления часто наблюдается у людей с зависимостями, в том числе алкоголизмом и наркоманией. Тем не менее, определённые эгоцентрические черты могут быть нормой в детском возрасте.

Параноидное мышление. Для него характерны бредовые идеи, которые сопровождаются недоверием, подозрительностью и ригидностью (неподатливостью, упёртостью). Бред представляет собой ложные умозаключения, возникающие на фоне психического расстройства. Он может быть вторичным — связанным с изменениями настроения (как в негативную, так и позитивную сторону) или галлюцинациями, а также первичным, когда формируется уникальная логика, понятная только самому пациенту. Человек не проявляет критического отношения к бредовым идеям и его трудно переубедить.

Это могут быть идеи отношения и значения, преследования, величия и ревности, виновности и самообвинения, любовный бред и др. [17] Бред при шизофрении — это и есть расстройство мышления.

Сверхценное мышление. Это сверхценные идеи, которые не всегда являются ложными умозаключениями и развиваются у определённых стеничных личностей, т. е. стабильных и уверенных в себе. Тем не менее, эти идеи преобладают в психической жизни человека, вытесняя другие мотивы, и критике они также не подвергаются. Сверхценное мышление часто наблюдается при параноидных расстройствах личности.

Обсессивное мышление. Для него свойственны повторяющиеся мысли, представления, воспоминания, действия и ритуалы, которые возникают вне контроля пациента обычно на фоне тревожного состояния. В отличие от бреда и сверхценных идей, к обсессивным мыслям присутствует полная критика. Они могут проявляться в виде навязчивых воспоминаний (например об услышанной мелодии, оскорблении или др.) или сомнений, которые заставляют перепроверять выключен ли газ, утюг или закрыта ли дверь.

Навязчивые влечения также сопровождаются мыслями, которые требуют импульсивного выполнения. Эти навязчивые мысли могут приводить к фобиям, т. е. к навязчивым страхам, которые человек стремится избежать [17].

II.В зависимости от причины, расстройства мышления можно разделить по шизофреническому и по органическому типу. Главный критерий — насколько часто они встречаются при тех или иных заболеваниях [10]:

  1. Шизофренический тип расстройства мышления бывает чаще всего при шизофрении и других психотических расстройствах, которые проявляются такими симптомами, как бред и галлюцинации.
  2. Органический тип расстройства мышления чаще наблюдается при органических заболеваниях мозга (например, при черепно-мозговых травмах и эпилепсиях) [10]. Этот тип расстройства обычно проявляется замедленным мышлением, нарушением памяти, трудностями в восприятии и обработке информации.

Осложнения расстройства мышления

Не всегда удаётся быстро обнаружить расстройства мышления и правильно определить, что может затруднять адаптацию пациентов и снижать их общий реабилитационный потенциал, т. е. способность восстанавливаться и приспосабливаться к нормальной жизни. Расстройства мышления затрагивают не только когнитивные способности, но и другие функции, а также замедляют процессы социальной, профессиональной и бытовой адаптации [11]. Например, из-за трудностей в общении и понимании социальных норм, человек может начать избегать общения и изолировать себя от других. Из-за того, что не может адекватно воспринимать и анализировать информацию — бросить работу.

Главное осложнение расстройств мыслительной активности — постепенная потеря способности заботиться о себе и работать, что делает человека зависимым от внешней помощи [2]. Например, шизофрения в 40 % случаев приводит к инвалидности [6][16][12].

Диагностика расстройства мышления

Выявляет и корректирует расстройства мышления клинический психолог, врач-психотерапевт, психиатр или невролог.

Нейропсихологическое обследование и оценка состояния мышления позволяет выявить сохранённые и нарушенные компоненты в психике, а применение психометрических тестов показывает, насколько выражены нарушения мышления [11].

При обследовании измеряют, насколько хорошо работает мозг: проверяют умственные функции, такие как чтение, речь, внимание, обучение, скорость обработки информации и память, а также оценивают настроение и поведение [19]. Для оценки этих процессов врач проведёт опрос и предложит пройти специальные тесты.

Методы исследования в первую очередь включают анализ языковой структуры, поскольку язык — основное средство выражения мыслей. В современной психолингвистике (науке о связи речи, мышления и сознания человека) выделяют несколько направлений:

  • Изучение значений высказываний.
  • Анализ структуры предложений.
  • Анализ монологической и диалогической речи.
  • Исследование смысла.
  • Фонематический анализ. Это исследование основных звуков речи, которые отражают её эмоциональную окраску.
  • Изучение темпа речи. Он может служить индикатором скорости мышления, однако следует помнить, что единственный инструмент для сопоставления скорости речи и её содержания — мышление самого исследователя.

Уровень и динамику мыслительных процессов исследуют с помощью различных методик:

  • Закономерности числового ряда и тесты на количественные отношения. Они помогают оценить логическое мышление пациента.
  • Незаконченные предложения. Этот тест помогает выявить установки пациента по тому, как он по смыслу заканчивает незаконченные предложения.
  • Понимание сюжетных картин. Это исследование определяет, как пациент понимает содержания картин.
  • Выделение ключевых признаков. Этот тест позволяет понять, насколько хорошо пациент выявляет главные и второстепенные признаки предметов.
  • Тесты на исключения и аналогии. Они определяют, насколько хорошо пациент видит логические связи между предметами.
  • Метод Эббенгауза. С его помощью исследуют память пациента. Этот метод требует длительного контакта с пациентом, поэтому память врач может проверить другим, более быстрым способом. Например, попросить повторить десять слов, не связанных друг с другом, и оценить количество слов, которые пациент запомнил [17].

Чтобы определить тип расстройства мышления и других высших психических функций (внимание, восприятие, речь, память и эмоционально-волевая), необходимо провести патопсихологическую диагностику. Примеры таких методов:

  • Тест Векслера (для взрослых). Это исследование интеллекта и умственного развития человека с помощью ряда вопросов.
  • Тесты Роршаха. Это анализ психического состояния человека через его толкования карточек с чернильными пятнами.

Эти исследования дают представление и о когнитивных процессах, и о реакциях на неоднозначные стимулы [1].

Карточка теста Роршаха
Карточка теста Роршаха

Для оценки состояния пациентов с шизофренией в России используют только несколько комплексных шкал, так как вопросы, способные определить нарушения в мышлении при этом заболевании, в этих шкалах представлены в общем виде. Но они имеют отношение к речи и мышлению и позволяют выявить концептуальную дезорганизацию (разорванность целенаправленного потока мыслей), нарушение абстрактного мышления, проблемы со спонтанностью и плавностью речи, а также стереотипное мышление, в основе которого лежат устоявшиеся убеждения [8][14].

Если у пациента подозревают органическое поражение головного мозга (например, из-за травмы), атрофические поражения (гибель клеток) и анатомические изменения в центральной нервной системе с нарушениями мыслительной деятельности, то ему рекомендуется пройти следующие исследования:

  • магнитно-резонансную томографию (МРТ);
  • компьютерную томографию головного мозга (КТ);
  • ультразвуковое исследование сосудов шеи и головы и др. [2][3]

Лечение расстройства мышления

Лечение различных расстройств должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей каждого пациента. Главное — выявить и устранить причины, вызывающие патологию.

В терапии психических заболеваний обычно применяются лекарства — антипсихотические и успокаивающие препараты. Для борьбы с депрессией эффективно используются антидепрессанты в сочетании с психотерапевтическими методами [12]. Для снижения симптомов могут назначаться ноотропные препараты, средства для улучшения мозгового кровообращения, антиоксиданты, а также витамины и минеральные добавки.

Операция необходима при выявлении в мозге опухолей, аневризм, сосудистых мальформаций, гематом и травматических последствий.

При различных поражениях мозга для пациентов с нарушением мышления рекомендована нейропсихологическая реабилитация. Её главная задача — восстановить нарушенное звено функциональной системы, т. е. механизма, который лежит в основе психической сознательной деятельности человека. Примером такой системы может служить речь, а речевой слух — её звеном. При этом важно сохранять другие правильно функционирующие звенья и опираться на них. Процесс реабилитации происходит за счёт перестройки всей функциональной системы, звено которой нужно восстановить [11].

Реабилитационная программа разрабатывается индивидуально для каждого пациента и может включать:

  • Тренировки когнитивных функций. Это выполнение задач на внимание, память, скорость обработки информации и решение проблем.
  • Коррекционные занятия для восстановления нарушенных функций. Это тренировка речи и упражнения на развитие абстрактного мышления.
  • Психотерапевтическая помощь. Она необходима для поддержки пациента, работы с его эмоциональным состоянием, мотивацией и принятием изменений в жизни.
  • Физическая активность и специальные тренировки. Они поддерживают общее состояние здоровья.

При лечении пациентов с деменцией крайне важно правильно определить причины психотических симптомов, особенно состояния спутанности сознания. Спутанность сознания и другие экзогенные психотические состояния, т. е. которые развились под влиянием внешних факторов, обычно возникают у людей с деменцией под воздействием дополнительных факторов, чаще всего в результате  присоединившихся соматических (телесных) заболеваний. Причинами могут стать также обострение хронических заболеваний, лекарственная или другая интоксикация [12].

Пcихологическая коррекция и когнитивный тренинг. Этот вид терапии играет ключевую роль в улучшении или поддержании когнитивных функций пациентов и помогает сохранить уровень их повседневной активности. Также важна психологическая и информационная поддержка для людей, ухаживающих за пациентами. Она позволяет повысить приверженность пациентов к терапии и сохранить психическое и физическое здоровье ухаживающих [12].

При нарушениях развития нервной системы существуют различные эффективные методы:

  • Психосоциальные. На консультации врач поможет человеку разработать план, как включиться в активную социальную жизнь.
  • Поведенческие вмешательства. С помощью различных техник, например позитивного подкрепления, пациент может изменить свои реакции и поведение. Позитивное подкрепление предполагает получение человеком вознаграждения за определённое действие. В будущем такой стимул увеличивает вероятность того, что человек это действие повторит.
  • Эрготерапия. Восстановление утраченных функций происходит с помощью различных двигательных и умственных упражнений.
  • Речевая терапия. Врач может предложить упражнения, улучшающие произношение, или тренировки на слуховое восприятие речи.
  • Лекарственная терапия. Она назначается в отношении некоторых диагнозов и возрастных групп [6].

Прогноз. Профилактика

Прогнозы зависят от причины расстройства мышления. Когда речь идёт о функциональных нарушениях, которые влияют на динамику, чёткость, целеустремлённость и подвижность мышления, обычно можно ожидать положительных результатов. Однако, если есть атрофические болезни (например, болезнь Альцгеймера), серьёзные травмы или крупные опухоли мозга, перспективы значительно ухудшаются [2].

Профилактика расстройств мышления

Чтобы избежать расстройств мышления, следует:

  • Своевременно заниматься лечением сердечно-сосудистых, неврологических и психических заболеваний.
  • Использовать защитные средства при активных видах спорта, чтобы снизить риск травм.
  • Сбалансировано питаться, достаточно отдыхать, адекватно сочетать физические и умственные нагрузки. Например, тренировать память и внимание, постоянно обучаться, заниматься творчеством, минимизировать стрессовые ситуации [3].
  • Отказаться от вредных привычек, общаться с близкими и друзьями и участвовать в общественной жизни.

Чтобы эти меры применялись, важно проводить аналитические эпидемиологические исследования. Их цель — создать систему обратной связи между полученными результатами и организацией психиатрической помощи. Исследования также способны выявлять факторы риска психических расстройств среди населения, а также прогнозировать заболеваемость. Чтобы снизить её уровень, необходимо повышать качество психиатрической помощи [12].

Список литературы

  1. в тексте Загорная Е. В. Основы патопсихологии: учебное пособие / под ред. С. Л. Соловьёвой. — М.: Мир науки, 2018. — 198 с.
  2. в тексте Сычёва М. А., Сергеева И. Г., Тулупов А. А. Органические поражения головного мозга: учебное пособие. — Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015. — 32 с.
  3. в тексте Пашков А. А. Неврология и нейрохирургия: пособие. — Витебск: ВГМУ, 2015. — 190 с.
  4. в тексте Росстат. Здравоохранение в России 2021: статистический сборник. — М., 2021. — 171 с.
  5. в тексте Омельченко М. А., Арутюнова Е. В., Буташин А. Д., Иванова Е. М. Апробация русскоязычного варианта шкалы Thought, Language, Communication Scale // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. — 2022. — Т. 122, № 10. — С. 116–120.
  6. в тексте Психические расстройства // Всемирная организация здравоохранения. — 2022. ссылка
  7. в тексте Mental Health // Institute of Health Metrics and Evaluation. — 2022.
  8. в тексте Булейко А. А. , Вычужина Я. В., Загоруйко Е. Н. и др. Клиническая психометрика: учебное пособие / под ред. В. А. Солдаткина. — Ростов н/Д.: РостГМУ, 2018. — 339 c.
  9. в тексте Зейгарник Б. В. Патопсихология: учебник. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2024. — 368 с.
  10. в тексте Яничев Д. П., Черкасова А. В. Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики. — М.: Форум, 2016. — 144 с.
  11. в тексте Российское психологическое общество, Союз реабилитологов России, Национальная ассоциация по борьбе с инсультом, Всероссийское общество неврологов. Клинико-психологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями мышления при повреждениях головного мозга: клинические рекомендации. — M., 2017. — 26 c.
  12. в тексте Александровский Ю. А. Психиатрия: национальное руководство / под ред. Н. Г. Незнанова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 1981 с.
  13. в тексте Петрова Н. Н., Чумакова Е. М., Ашенбреннер Ю. В. Мышление и его расстройства при психических заболеваниях: учебное пособие / под. ред. Н. Н. Петровой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2022. — 56 с.
  14. в тексте Шишковская Т. И., Худякова М. В., Баранов П. А., Олейчик И. В. Современные подходы к оценке расстройства мышления у пациентов с эндогенными психозами // Социальная клиническая психиатрия. — 2023. — Т. 33, № 1. — С. 56–67.
  15. в тексте Защиринская О. В. Психические травмы в межличностных отношениях: учебное пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2022. — 163 с.
  16. в тексте Гареев А. Э. Современный взгляд на нейробиологические гипотезы шизофрении // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 2019. — T. 69, № 4. — C. 437–455.
  17. в тексте Самохвалов В. П., Коробов А. А., Мельников В. А. Психиатрия: учебное пособие для студентов медицинских вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 324 с.
  18. в тексте Andreassen O. A., Hindley G. FL., Frei O., Smeland O. B. New insights from the last decade of research in psychiatric genetics: discoveries, challenges and clinical implications // World Psychiatry. — 2023. — T. 22, № 1. — P. 4–24.ссылка
  19. в тексте Neurepsychological Testing and Assessment // Cleveland Clinic. — 2023.
Определение болезни. Причины заболевания
Симптомы расстройства мышления
Патогенез расстройства мышления
Классификация и стадии развития расстройства мышления
Осложнения расстройства мышления
Диагностика расстройства мышления
Лечение расстройства мышления
Прогноз. Профилактика
Источники
Логотип ПроБолезни
© 2011–2025 МедРокет ИНН 2311144947
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 - 89287 от 09.04.2025 г. Учредитель - ООО «МЕДРОКЕТ» ОГРН 1122311003760. Адрес редакции: 350015, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 182, офис 87. Телефон: 8 (495) 374-93-56. Email: help@medrocket.ru. Главный редактор - C.Р. Федосов.
Запрещено любое использование материалов сайта без письменного разрешения администрации.
Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.
Выберите свой город в России