ПроБолезни » Психические расстройства
warning
Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.
Синдром Аспергера - симптомы и лечение

Что такое синдром Аспергера? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Серегина Д.А., психотерапевта со стажем в 8 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Синдром Аспергера — это нарушение развития, которому свойственны серьёзные трудности в социальном взаимодействии и невербальной коммуникации наряду с ограниченными и повторяющимися моделями поведения и интересов.[4] Данное расстройство отличается от других состояний аутистического спектра относительно нормальной речью и интеллектом.[7]

Синдром Аспергера у ребёнка

C 2005 по 2015 год Синдром Аспергера затронул 37,2 миллионов человек во всём мире.[6] Люди, идентифицирующие себя с этим синдромом могут называть себя в разговоре Аспи.

Расстройство названо в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера. В 1944 году он описал четырёх детей из своей медицинской практики, которым не хватало навыков невербальной коммуникации. У этих детей было ограниченное понимание чувств других людей — они не проявляли сочувствия к сверстникам, отличались неуклюжестью. Из-за этих особенностей детям было трудно интегрироваться в общество. Аспергер назвал такое состояние "аутичной психопатией" и описал его, прежде всего, как социальную изоляцию.[5][9][13]

Современная концепция расстройства появилась в 1981 году и пережила период популяризации.[14][15][16] В начале 1990-х годов синдром Аспергера стал стандартизированным диагнозом: его включили в Международную классификацию болезней (МКБ-10) и добавили в руководство по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.

Остаётся много вопросов и споров по поводу аспектов заболевания. Существует сомнение в том, что оно отличается от высокофункционального аутизма — формы аутистического расстройства, при котором уровень интеллекта относительно высок (IQ > 70).[17] Отчасти из-за этого истинный процент людей, страдающих синдромом Аспергера, не установлен.[8]

В своём описании Ганс Аспергер коснулся не только характеристики детей, но и поиска общих симптомов среди членов семьи своих пациентов (в особенности отцов). Исследования подтверждают выводы такого наблюдения, поэтому учёные предлагают генетическую природу синдрома Аспергера.

Несмотря на то, что до сих пор не идентифицировано ни одного конкретного гена, вызывающего расстройство, считается, что несколько факторов играют определённую роль в экспрессии аутизма, учитывая фенотипическую изменчивость, наблюдаемую у детей с синдромом Аспергера.[8][26] Свидетельством генетической связи такого расстройства в семьях является наблюдаемая более высокая частота членов семьи, имеющих поведенческие симптомы, аналогичные синдрому Аспергера, только в более ограниченной форме (например, небольшие трудности с социальным взаимодействием, речью или чтением).[5]

Достижения в области генетических технологий позволяют клиническим генетикам связывать примерно 40% случаев расстройств аутистического спектра с генетическими причинами. Причём большинство поведенческих генетических исследований показывают, что все расстройства аутистического спектра обладают общими генетическими механизмами.[8] Вероятно, существует общая группа генов, в которой отдельные аллели (формы гена) делают человека уязвимым для развития синдрома Аспергера. Если это так, то определённая комбинация аллелей определит тяжесть и симптомы для каждого человека с синдромом Аспергера.[5]

warning
При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы синдрома Аспергера

Синдром Аспергера, как распространённое расстройство развития, отличается не одним, а целым рядом симптомов:

  • нарушение качества социального взаимодействия — дефицит невербального коммуникативного поведения, необходимого для социального взаимодействия, начиная, например, от плохо интегрированной вербальной и невербальной коммуникации до аномалий зрительного контакта и языка тела, а также от дефицита понимания и использования жестов до полного отсутствия мимики и невербальной коммуникации;
  • стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использования объектов или слов (например, движение стереотипными и повторяющимися способами, выстраивание игрушек, переворачивание объектов или их выравнивание до шаблонной формы, идиосинкразические фразы, эхолалии — бесконтрольные повторения услышанных слов);
  • стереотипные и ограниченные интересы, настаивание на одинаковости, негибкая приверженность рутине или ритуализированным моделям вербального или невербального поведения (например, крайнее расстройство при небольших изменениях, трудности с переходами, жёсткие шаблоны мышления, ритуалы приветствия, необходимость идти тем же путём или есть ту же пищу каждый день);
  • физическая неуклюжесть;
  • отсутствие клинически значимой задержки в когнитивном развитии или общей задержки речи.

Симптомы расстройства обычно появляются в возрасте до двух лет и наблюдаются в течение всей жизни человека.[4]

Стремление к конкретным и узким областям интересов является одним из наиболее ярких признаков среди возможных особенностей синдрома Аспергера. Лица с этим расстройством могут собирать тома подробной информации по относительно узкой теме (например, метеорологические данные или названия звёзд), при этом не обязательно понимания подлинную глубину и широту темы. Например, ребёнок может выучить номера моделей фотокамер, при этом мало увлекаясь самой фотосъёмкой. Такое поведение обычно проявляется в возрасте 5 или 6 лет. Хотя эти особые интересы могут время от времени изменяться, становиться всё более необычными и узко сфокусированными, при этом часто доминируя в отношениях с людьми настолько, что вся семья может погрузиться в это увлечение. Так как узкие темы чаще всего интересуют детей, этот симптом может остаться незамеченным.

Люди с синдромом Аспергера могут быть не такими замкнутыми, по сравнению с теми, у кого другие, более тяжёлые формы аутизма: они приближаются к другим людям, даже если им неловко. Например, человек с синдромом Аспергера может односторонне и многословно разговаривать на любимую тему, при этом неправильно понимая или не признавая чувства или реакции слушателя (например, желание сменить тему разговора или прекратить взаимодействие). Иначе эту социальную неуклюжесть можно назвать "активный, но странный". Такое отсутствие способности адекватно реагировать на социальное взаимодействие может проявляться как пренебрежением к чувствам других людей, так и отсутствием проявления каких-либо эмоций (казаться бесчувственным).[8][17]

Отсутствие способности адекватно реагировать на социальное взаимодействие

Однако не все индивидуумы с синдромом Аспергера будут подходить к другим людям. У некоторых из них может проявляться избирательный мутизм — такие дети не обращаются к большинству людей, а только к "избранным" личностям, которые им нравятся. Также детское стремление к общению может быть подавлено опытом неудачных социальных встреч.[8]

Когнитивные способности детей с указанным расстройством зачастую позволяют им сформулировать социальные нормы. Они в состоянии показать теоретическое понимание эмоций окружающих, однако, как правило, испытывают трудности, опираясь на понимание текущей жизненной ситуации. Хотя люди с синдромом Аспергера приобретают языковые навыки без значительных общих задержек, приобретение и использование языка часто нетипично:[8][17]

  • многословие;
  • резкие переходы;
  • буквальные интерпретации и непонимание нюанса;
  • использование метафоры, значимой только для говорящего;
  • дефекты слухового восприятия;
  • необычно педантичная, формальная или идиосинкразическая речь;
  • странности в громкости, высоте, интонации, просодии (ударении) и ритме.

У людей с синдромом Аспергера часто слуховое и зрительное восприятие отличается от обычного.[23]

Гипотеза о том, что люди с синдромом Аспергера предрасположены к насильственному или преступному поведению, была исследована, но она не подтвердилась.[8][19] Много доказательств говорит о том, что дети с таким расстройством являются скорее жертвами, а не правонарушителями.[20] Обзор 2008 года показал, что подавляющее число зарегистрированных насильственных преступников с синдромом Аспергера имело и другие сосуществующие психотические психические расстройства (например, шизоаффективное расстройство).

Патогенез синдрома Аспергера

Существует множество теорий возникновения Синдрома Аспергера. Одна из них — теория зеркальных нейронов. Она предполагает, что появление расстройства связано с нарушением функции зеркальных нейронов головного мозга, которые отвечают за распознание того, что чувствуют другие люди. Некоторое доказательство данной теории обеспечивает функциональная магнитно-резонансная томография.[29][30]

Синдром Аспергера является результатом факторов развития, которые влияют на многие или все функциональные системы мозга.[31] Нейроанатомические исследования и ассоциации с тератогенами убедительно свидетельствуют о том, что механизм возникновения расстройства включает изменение развития мозга вскоре после зачатия.[27] Аномальная миграция эмбриональных клеток во время развития плода может повлиять на конечную структуру и связность мозга, что приводит к изменениям в нейронных цепях, которые контролируют мышление и поведение.

Стоит отметить, что все расстройства аутистического спектра связаны с воздействием тератогенов (веществ, вызывающих врождённые дефекты) в течение первых восьми недель от зачатия. Хотя это не исключает возможности того, что они могут быть инициированы или затронуты позднее.[27] Многие факторы окружающей среды предположительно приводят к подобным расстройствам и после рождения, но ни один из них не был подтверждён научными исследованиями.[28]

Ещё одна теория — теория слабой центральной когерентности. Она предполагает, что при расстройствах аутистического спектра возникает дефицит центральной когерентности — внутренней способности связывать воедино множество деталей. В результате этого у людей с Синдромом Аспергера ограничивается способность видеть общую картину.[32]

Родственная теория — улучшенное перцептивное функционирование (восприятие объективной действительности) — больше фокусируется на превосходстве локально ориентированных и перцептивных операций у аутичных индивидов.[33]

Классификация и стадии развития синдрома Аспергера

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит синдром Аспергера к расстройствам аутистического спектра.

Как и другие расстройства психологического развития, расстройства аутистического спектра начинаются в младенчестве или детстве, имеют устойчивое течение без ремиссии или рецидива, а также нарушения, которые являются результатом изменений в различных системах мозга, связанных со взрослением.

Расстройства аутистического спектра, в свою очередь, являются подмножеством более широкого фенотипа аутизма, включающего людей, которые могут не иметь расстройство аутистического спектра, но обладать аутистическими чертами (например, социальный дефицит).

Всего в DSM-5 выделяют четыре расстройства данного спектра:

  • аутизм (синдром Каннера);
  • синдром Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство (деменция Геллера);
  • неспецифическое первазивное нарушение развития.

Из всех четырёх форм аутизм наиболее похож на синдромом Аспергера по признакам и вероятным причинам, но его диагностика требует подтверждения нарушения коммуникации и задержки когнитивного развития. Синдром Ретта (умственная отсталость, преимущественно у девочек) и Детское дезинтегративное расстройство имеют несколько общих признаков с аутизмом, но могут иметь несвязанные причины.[18]

Возрастные изменения при синдроме Аспергера

Родители детей с синдромом Аспергера, как правило, могут заметить различия в развитии своих детей до 30 месяцев, хотя диагноз не ставится в среднем до 11 лет.[10][26] Скрининг развития ребёнка во время планового осмотра врачом общей практики или педиатром может выявить признаки, которые требуют дальнейшего исследования.[5]

Дети с синдромом Аспергера могут иметь сложную лексику в молодом возрасте, и таких детей часто в разговорной речи называют "маленькими профессорами", но им трудно понять образный язык, и они, как правило, используют буквальные значения слов.[8]

Нарушение социального взаимодействия иногда не проявляется до тех пор, пока ребёнок не достигнет возраста, в котором это поведение становится важным. Социальные нарушения часто впервые замечаются тогда, когда дети сталкиваются со сверстниками в детском саду или дошкольном учреждении.[9]

Осложнения синдрома Аспергера

Тревожные расстройства и основные депрессивные расстройства являются наиболее распространёнными состояниями, протекающими одновременно. У людей с синдромом Аспергера эти нарушения существуют в 65% случаев.[8]

У детей с синдромом Аспергера довольно часто возникают проблемы со сном, включая трудности с засыпанием, частые ночные и ранние утренние пробуждения, а также сложности, связанные с высоким уровнем алекситимии (способности выразить свои эмоции словами), трудности идентификации и описании своих эмоций.[25]

Люди с синдромом Аспергера могут иметь психопатологические симптомы, которые не зависят от диагноза, но способны повлиять на человека или семью.[22]

У детей с синдромом Аспергера может возникнуть задержка в приобретении социальных навыков, требующих определённой ловкости (езда на велосипеде или открытие консервной банки).

Отсутствие проявленной эмпатии влияет на аспекты общественной жизни людей с синдромом Аспергера.[9] Они испытывают трудности в основных элементах социального взаимодействия, которые могут включать в себя неспособность развивать дружеские отношения или искать общие увлечения или достижения с другими (например, показывать другие объекты интереса). У таких людей социальное или эмоциональное взаимодействие не происходит, нарушается невербальное поведения (зрительный контакт, выражение лица, поза и жесты).[8]

Нарушение невербального поведения

Диагностика синдрома Аспергера

Диагноз "Синдром Аспергера" чаще всего ставят в возрасте 4-11 лет.[8] Его постановка — весьма сложный процесс, так как нет стандартизированного диагностического скрининга для данного расстройства.

Скрининг развития во время планового осмотра ребёнка врачом общей практики или педиатром может выявить признаки, которые требуют дальнейшего изучения. Для подтверждения или исключения диагноза "Синдром Аспергера" потребуется всесторонняя групповая оценка команды врачей: психолога, невролога, психиатра, дефектолога речи и языка, трудотерапевта и других специалистов, имеющих опыт в диагностике детей с с данным расстройством.[5][6]

При диагностике врачи ищут наличие первичной группы поведения:

  • ненормальный зрительный контакт;
  • отчуждение;
  • неспособность откликаться на своё имя;
  • неспособность использовать жесты, чтобы указать на что-либо;
  • отсутствие интерактивной игры с другими людьми;
  • отсутствие интереса к сверстникам.

Стандартные диагностические критерии:

  • нарушение взаимодействия с обществом;
  • поведение, деятельность и интересы повторяющегося и стереотипного характера;
  • отсутствие существенного замедления языкового или когнитивного развития.

Стереотипное и повторяющееся моторное поведение является основной частью диагностики синдрома Аспергера и иных расстройств аутистического спектра. Оно включает в себя движения рук (взмах или скручивание) и сложные движения всего тела. Подобные манипуляции, как правило, повторяются длительно и выглядят скорее добровольными или ритуальными, в отличии от тиков, которым обычно быстры, менее ритмичны и реже симметричны.[21]

Золотой стандарт в диагностике заболевания расстройств аутистического спектра сочетает в себя:

  • клиническое суждение с диагностическим полуструктурированным интервью с родителями;
  • график диагностического наблюдения аутизма, разговор и игровое интервью с ребёнком.

Генетическая диагностика является относительно дорогостоящей, и генетический скрининг, как правило, непрактичен. По мере разработки генетических тестов возникнет ряд этических, правовых и социальных проблем. Коммерческая доступность тестов может предшествовать адекватному пониманию того, как использовать результаты тестов, учитывая сложность генетического исследования.[12]

Комплексная подход включает в себя неврологическую и генетическую оценку с углубленным когнитивным и языковым тестированием для установления IQ и оценку психомоторной функции, вербальных и невербальных сильных/слабых сторон, стиля обучения и навыков для независимой жизни.

Анализ сильных и слабых сторон коммуникации включает:

  • оценку невербальных форм коммуникации (взгляд и жесты);
  • использование небуквального языка (метафор, иронии, абсурдности и юмора);
  • паттерны (заимствование) речевых интонаций, ударений и громкости;
  • прагматика (поворотливость и чувствительность к вербальным сигналам);
  • содержание, ясность и связность разговора.[6]

Тестирование

Тестирование может включать аудиологическое направление для исключения нарушения слуха. Образование и социальный статус семей имеет решающее значение в разработке стратегий для понимания сильных и слабых сторон.[9][20]

Дифференциальная диагностика

Проблемы диагностики включают в себя разногласия между диагностическими критериями, споры о различии между синдромом Аспергера и другими формами расстройств аутистического спектра (или даже о том, существует ли синдромом Аспергера как отдельный синдром), а также чрезмерную и недостаточную диагностику по нетехническим причинам.

Основное внимание при диагностике расстройства обращается на наличие указанных выше симптомов. Причём интенсивная узкая предметная озабоченность, односторонняя многословность, ограниченная просодия и физическая неуклюжесть типичны для данного состояния, но не требуются для постановки диагноза.[2] Симптомы расстройства должны быть значительно выраженными и затрагивать важные области функции. Если при этих признаках также наблюдаются критерии аутизма, то синдром Аспергера исключается.[1]

Диагностирование взрослых является более сложной задачей, так как стандартные диагностические критерии предназначены для детей. В связи с этим взрослый диагноз требует кропотливого клинического обследования и тщательного изучения истории болезни, полученной как от самого человека, так и от других людей, которые знают его, сосредоточив внимание на детском поведении.

Дифференциация между синдромом Аспергера и другими расстройствами аутистического спектра основывается на суждении опытных клиницистов.[9]

Многим детям с синдромом Аспергера первоначально ставят ошибочный диагноз "Синдромом дефицита внимания и гиперактивности".[8] Однако такой ошибочный или же отсроченный диагноз способен усугубить состояние пациента. Например, неправильный диагноз может привести к приёму лекарств, которые ухудшают поведение человека с синдромом Аспергера. Поэтому стоит помнить, что диагностика, основанная исключительно на неврологическом, речевом, языковом или образовательном уровне, может дать только частичный (предварительный) диагноз.[3]

Лечение синдрома Аспергера

Единого метода лечения синдрома Аспергера не существует, а эффективность конкретных вмешательств подтверждается лишь ограниченными данными.[8] Лечение направлено на улучшение коммуникативных навыков, коррекцию навязчивых/повторяющихся действий и физической неуклюжести. Интервенции (психологическое стимулирование позитивных изменений) могут включать:

  • социальную тренировку навыков для более эффективных межличностных взаимодействий;
  • когнитивную поведенческую терапию для улучшения управления стрессом, связанного с тревогой или взрывными эмоциями, и сокращения навязчивых интересов и повторяющихся действий;
  • физиотерапию;
  • терапию речи;
  • обучение и поддержка родителей;
  • медикаментозное лечение для коррекции аффективных психопатологических симптомов.[5]

По мере взросления пациентов с таким расстройством отмечается положительная динамика, но социальные и коммуникационные трудности, как правило, сохраняются.[11]

Исследование модели обучения родителей показало, что родители, которые посетили однодневный семинар или шесть индивидуальных уроков, сообщают о меньшем количестве поведенческих проблем, в то время как родители, получающие индивидуальные уроки, сообщали о менее интенсивных проблемах поведения своего ребёнка.

Для детей старшего возраста и взрослых с синдромом Аспергера важна профессиональная подготовка для обучения этикету прохождения собеседований при устройстве на работу и поведению на рабочем месте.

Медикаментозная терапия может быть эффективна в комбинации с поведенческими интервенциями для купирования тревоги, навязчивых действий и агрессии. Было показано, что нетипичные антипсихотические лекарства уменьшают агрессивное поведение и импульсивность.[8]

Приём нейролептиков может привести к появлению побочных эффектов:

  • гипокинезия (недостаточная двигательная активность);
  • ригидность (повышенный тонус мышц);
  • гиперсаливация (увеличение слюноотделения);
  • акатизия (потребность в движении, неусидчивость);
  • острая дистония (непроизвольные мышечные спазмы);
  • увеличение уровня пролактина сыворотки крови.[26]

Такая группа антидепрессантов, как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, эффективна в коррекции ограниченных и повторяющихся интересов и поведения.[8][9][26] Седативные (успокаивающие) побочные эффекты препаратов, возникающие у детей школьного возраста, негативно влияют на обучение в классе, так как может снижаться когнитивная функция.

Прогноз. Профилактика

При своевременной диагностике и лечении детей с синдромом Аспергера может уменьшиться симптоматика, а до 20% детей перестают соответствовать диагностическим критериям заболевания, хотя социальные и коммуникационные трудности всё же могут сохраняться. И хотя социальное ухудшение может быть пожизненным, исход синдрома Аспергера более положителен, чем прогноз других расстройств аутического спектра.[8][11]

Прогноз может быть улучшен благодаря диагностики в синдрома в детстве, что позволяет раньше начать лечение, тогда как коррекция синдрома у взрослых также возможна и необходима, но оказывается менее эффективной.[9]

Лица с синдромом Аспергера имеют нормальную продолжительность жизни, однако повышенная распространённость таких сопутствующих психиатрических состояний, как основные депрессивные и тревожные расстройства, может значительно повлиять на прогноз.[8][11]

Большинство студентов с данным расстройством обладают средними математическими навыками, но некоторые из них одарены высокими математическими способностями, например, Вернон Л. Смит — лауреат Нобелевской премии в области экономических наук.[23]

Британский клинический психолог Саймон Барон-Коэн утверждает, что гены, участвующие в патогенезе синдрома Аспергера, действовали на протяжении всей недавней эволюции человека и внесли замечательный вклад в человеческую историю. Он также выяснил, что люди с указанным расстройством склонны к систематизации, что является положительной стороной заболевания. Всё это благодаря такому проявлению синдрома, как повышенный интерес к деталям.[12]

Большинство детей с синдромом Аспергера посещают обычные учебные классы, но некоторым детям приходится прибегать к специальным образовательным услугам из-за своих социальных и поведенческих трудностей.[17] У подростков с указанным синдромом могут возникать постоянные трудности с самообслуживанием или организацией, а также нарушения в социальных и романтических отношениях. Несмотря на высокий познавательный потенциал, большинство молодых людей с синдромом Аспергера живут дома с родителями, хотя некоторые обзаводятся собственной семьёй и работают самостоятельно.[8]

Переживание подростками "непохожести" на других может быть травматичным.[19] Депрессия часто является результатом хронического расстройства из-за неоднократных неудачных попыток вовлечь других в социальную жизнь. В связи с этим могут развиться расстройства настроения, которые необходимо будет лечить.[8]

Клинический опыт показывает, что уровень самоубийств может быть выше среди тех, у кого диагностирован синдром Аспергера, но это не было подтверждено систематическими эмпирическими исследованиями.[24]

Список литературы

  1. в тексте Анне Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Теревинф, 2006. — 216 с.
  2. в тексте Башина В. М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999. — 240 с.
  3. в тексте Бобров А.Е. Катамнестическое изучение больных синдромом Аспергера // Материалы общероссийской конференции: "Взаимодействие специалистов в оказании помощи при психических расстройствах". — М., 2009. — С. 201.
  4. в тексте Бобров А.Е. Особенности процесса обучения у больных синдромом Аспергера // Материалы II конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. 15-18 февраля. — М., 2010. — С. 108-111.
  5. в тексте Бобров А.Е. Синдром Аспергера: ретроспективный анализ динамики состояния больных // Доктор.ру. — 2011. — № 4 (63). — С. 47-51.
  6. в тексте Vos T., Allen C., Arora M., Barber R.M., et al. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 310 diseases and injuries, 1990-2015: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2015 // Lancet. — 2016; 388 (10053): 1545-602.
  7. в тексте Бобров А.Е. Ранние исходы синдрома Аспергера // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2013. — № 8. — С. 19-25.
  8. в тексте Каган В. Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981. — 190 с.
  9. в тексте Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979. — 608 с.
  10. в тексте Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. — М.: Академия, 2006. — 144 с.
  11. в тексте Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. — М.: Теревинф, 2008. — 224 с.
  12. в тексте Саймон Барон-Коэн. Аутизм и техническое мышление // В мире науки. — 2013. — № 1. — С. 48-52.
  13. в тексте Сомова В.М. Ранние исходы синдрома Аспергера // Материалы Всероссийского конгресса и конференции: "Повышение эффективности лечебно-реабилитационной помощи психически больным". — Москва, 2011. — С. 111.
  14. в тексте Сомова В.М. Психопатологические проявления синдрома Аспергера у взрослых // Материалы общероссийской конференции с межд. участием "Трансляционная медицина — инновационный путь развития современной психиатрии". — Самара, 2013. — С. 186-188.
  15. в тексте Сомова В.М. Клинико-психологические аспекты исходов синдрома Аспергера // Материалы Всероссийской научно практической конференции: "Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России". — Казань, 2012. — С. 208.
  16. в тексте Сомова В.М. Клинические проявления, коморбидность и ранние исходы синдрома Аспергера // Материалы XI Всероссийской школы молодых ученых в области психического здоровья. — Суздаль, 2013. — С. 48.
  17. в тексте American Psychiatric Association. DSM-5 Development. Proposed revision.
  18. в тексте Bosch G. Infantile Autism // D. Jordan and I. Jordan. — 1970.
  19. в тексте DeMyer M. Motor, perceptual-motor and intellectual disabilities of autistic children. —1976.
  20. в тексте DeMyer M. Parents and Children in Autism. — 1979.
  21. в тексте Earl C.J.C. The primitive catatonic psychosis of idiocy // British Journal of Medical Psychology. — 1934; 14: 230-53.
  22. в тексте Isaev D.N., Kagan, V.E. Autistic syndromes in children and adolescents // Acta paedopsychiatrica. — 1974; 40: 182-90.
  23. в тексте Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nervous Child. — 1943; 2: 217-50.
  24. в тексте Lovaas O.I., Schreibman L., Koegel R., Rehm R. Selective responding by autistic children to multiple sensory input // Journal of Abnormal Psychology. — 1971; 77: 211-22.
  25. в тексте Nagy O., Kelemen O., Benedek G., et al. Dopaminergic contribution to cognitive sequence learning // J. Neural. Transm. — 2007; 114 (5): 607-12.
  26. в тексте Ornitz E.M., Ritvo E.R. Perceptual inconstancy in early infantile autism // Archives of General Psychiatry. — 1968; 18: 78-98.
  27. в тексте Previc F.H. Prenatal in|uences on brain dopamine and their relevance to the rising incidence of autism // Med. Hypotetheses. — 2007; 68 (1): 46-60.
  28. в тексте Ricks D.M., Wing, L. Language, communication and the use of symbols in normal and autistic children // Journal of Autism and Childhood Schizophrenia. — 1975; 5: 191-221.
  29. в тексте Robinson J.F., Vitale, L.J. Children with circumscribed interest patterns // American Journal of Psychiatry. — 1954; 24: 755-67.
  30. в тексте Schneider K. Klinische Psychopathologie (9th edition). Thieme: Stuttgart. — 1971.
  31. в тексте Schopler E., Andrews C.E., Strupp, K. Do autistic children come from upper middle class parents? // Journal of Autism and Developmental Disorders. — 1979; 9: 139-52.
  32. в тексте Wing L. Childhood autism and social class: a question of selection? // British Journal of Psychiatry. — 1980; 137: 410-17.
  33. в тексте Wing L., Gould, J. Severe impairments of social interaction and associated abnormalities in children: epidemiology and classification // Journal of Autism and Developmental Disorders. — 1979; 9: 11-29.
Определение болезни. Причины заболевания
Симптомы синдрома Аспергера
Патогенез синдрома Аспергера
Классификация и стадии развития синдрома Аспергера
Осложнения синдрома Аспергера
Диагностика синдрома Аспергера
Лечение синдрома Аспергера
Прогноз. Профилактика
Источники
Выберите свой город