Невроз

Определение болезни. Причины заболевания

Невроз является нарушением функциональным, но часто затрудняет лечение или может стать причиной болезни — психической или физической.

ВОЗ свидетельствует: заболеваемость неврозами выросла почти в 20 раз и продолжает расти, становясь одной из главных проблем практической медицины. Проблемы воспитания, сложности общения, конфликты взаимоотношений, запрет на выражение многих эмоций, требования системы, информационные перегрузки, социальные и экономические проблемы — все это вывело невроз в болезни цивилизации.

Понятие о неврозе с попытками объяснить его возникновение и механизмы развития впервые появилось в учении И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Б. Д. Карвасарский, один из руководителей отделения невроза и психотерапии Института В. М. Бехтерева, впервые объединил научные изыскания в один большой трактат, который неоднократно переиздавался.

Разбирая понятие «невроза», следует учесть важных два момента:

  1. При неврозе отсутствуют психотические явления. Это значит, что рассматриваемое нами состояние характеризуется обратимостью, в отличие от психопатий (они стабильны, отсутствует критика к своему состоянию, наблюдается социальная дезадаптация). Состояние невроза обратимо, хотя и может продолжаться недели, месяцы, а то и годы.
  2. При неврозе есть четкая взаимосвязь между конфликтной ситуацией, ставшей тем самым пусковым фактором, и клинической картиной невроза. То есть если психотравмирующей ситуации нет, то и невроза не будет.

При рассмотрении вопроса развития невроза самым важным аспектом, о котором спорят десятилетия различные школы психологии, является вопрос пускового фактора. На сегодняшний день существует многофакторная концепция возникновения невроза. В ней объединяются биологические, психологические и социальные факторы. Хотя в научной литературе до сих пор иногда встречаются указания на исключительность наследственного фактора или факторов окружения (термин средовые – в психологии).[1]

Итак, факторы возникновения и развития невроза разделяются на:

  • биологические факторы: пол, наследование основных процессов высшей нервной деятельности и особенности конституции. Это значит, что к неврозам более склонны женщины и астеники по телосложению; люди, по генеалогической линии которых уже встречались неврозы. Кроме того, частые и хронические заболевания могут привести к неврозу. Это касается особенно длительных хронических желудочно-кишечных расстройств и сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронического переутомления, алкоголизации и инфекций.
  • социальные факторы: родительская семья, а именно ее материальное положение, культурный уровень, особенности сексуального воспитания, нарушение семейных и личных границ. Роль в развитии невроза играет и семейное положение пациента, особенности профессиональной деятельности (неудобное рабочее место, информационные перегрузки, однообразная работа).
  • психологические факторы: система взглядов и ценностей человека, его способ мышления и поведения, а также психотравмирующие ситуации в детстве и в настоящем.[2]

Отмечу, что наличие именно психотравмирующей ситуации является главным фактором развития невроза. Причем эта ситуация должна произойти в жизненно важных отношениях, именно поэтому так важна система ценностей человека. А это уже вопрос воспитания, который в нашей стране сейчас стоит очень остро. В моей практике часто встречаются люди, которые в настоящее время переживают ситуации, напоминающие им об их детских проблемах и потерях.

Симптомы заболевания

У невроза много масок — его симптомами могут быть:

  1. нарушение глотания, боли и урчание в животе, спазмы кишечника;
  2. сексуальные расстройства у мужчин и женщин;
  3. частые или постоянные мышечные боли, головные боли, мигрени;
  4. снижение памяти, внимания, мышления;
  5. нарушение сна, ощущение недосыпа, сонливость;
  6. учащенное мочеиспускание и вызванная им тревога;
  7. боли в области сердца, изменения сердечного ритма и артериального давления;
  8. чувство нехватки воздуха, ощущение кома в груди, частая икота;
  9. кожные проявления (зуд, покраснения).

С одной стороны, эти жалобы могут быть симптомами серьезных заболеваний, но с другой — проявлениями нервно-психического перенапряжения человека.[3] Многие мои коллеги признают значимость психологических факторов, но часто в плане лечения в лучшем случае их коррекция связана только с назначением лекарственных препаратов. Еще чаще встречается игнорирование этих жалоб в лечении вообще. Потому что нормализовать давление или избавить от боли в животе важнее, чем нормализовать сон или избавить от ощущения кома в горле. И только перебрав несколько препаратов для лечения, увидев их неэффективность, начинают задумываться: а не отправить ли пациента к психотерапевту.

Сложность заключается еще и в том, что необходимо четко различать, с проявлением чего столкнулся человек. Например, нарушение сна может быть симптомом как невроза, так и депрессии, а также отдельным заболеванием. Лечение у этих болезней разное, так как различаются точки приложения медицинских знаний.

Если говорить о проявлениях невроза, то на первый план выступают эмоциональные и вегетативные расстройства, ввиду проявления которых можно говорить о нескольких невротических синдромах:

  1. Астенический синдром (состояние нервно-психической слабости). Сама по себе астения возникает при любом заболевании. Разделяется на:
  • психотическую (характерна для шизофрении, депрессии — больные с трудом справляются с нагрузками в обычной жизни, нет обратимости состояния, а только усиление при воздействии психологических факторов);
  • органическую (наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, например, при опухоли, инсульте, травме, атеросклерозе и мн. др.);
  • невротическую (характерна «невротическая триада»: астения, нарушение сна и какие-либо вегетативные проявления). К астении относятся повышенная утомляемость, снижение концентрации внимания и памяти; к вегетативным проявлениям — частые изменения пульса и артериального давления, реакции кожи в виде покраснения, повышенной потливости, реакции внутренних органов и мышц; к нарушению сна — нарушение засыпания, пробуждения ночью, нет ощущения отдыха после сна и снижение работоспособности.

Выраженность психической слабости может быть одинаковой и при шизофрении, и при депрессии, и при неврозе; здесь следует учесть и другие факторы и симптомы. Однако при депрессии вегетативные проявления либо отсутствуют, либо имеют малую выраженность, тогда как при неврозах они часто становятся поводом для обращения к врачу.[4]

2. Обсессивный синдром

Является ведущим при неврозе навязчивых состояний и входит в состав фобического синдрома. «Обсессия» в переводе с латинского означает «одержимость». Этот феномен был неоднократно описан в литературе и означает появление некой мысли или образа, который является эмоционально неприятным и отличается от тех мыслей, которые имеются в настоящее время. Иными словами, это когда у человека появляются какие-то неожиданные навязчивые мысли, от которых он не может избавиться. Например, человек сейчас сидит на работе и считает цифры и вдруг начинает думать о чем-то другом, не относящимся к работе; это его занимает и отвлекает. Важной отличительной чертой является понимание человека, что это его личные образы и личные мысли, которые никем не навязаны; чаще всего человек пытается бороться с этими образами, «гнать их от себя».

Виды навязчивых явлений при обсессивном синдроме:

  • навязчивые явления типа «умственной жвачки»;
  • навязчивые сомнения типа мучительной неуверенности в правильности и завершенности действий;
  • навязчивый счет или воспроизведение в памяти забытых имен, определений;
  • навязчивые воспоминания психотравмирующей ситуации, каких-либо неприятных событий прошлого;
  • навязчивые движения в виде постоянного повторения действий, часто по определенному плану.

Хочу отметить, что следует отличать навязчивость при данном синдроме и невроз навязчивых состояний, о котором написано далее.

3. Фобический синдром

Невротическая фобия отличается навязчивым переживанием страха, при этом имеет место четкая фабула (то есть сюжет) и сохранность критики человека. Обычно эти переживания, страхи очень яркие, насыщены чувствами и эмоциями. Важно, что человек борется со своими переживаниями и во время приступа фобии может воспринимать мнимую опасность как реальную.

Основные виды фобий ( по частоте встречаемости):

  • страх пространства и перемещения, например, страх закрытых или, наоборот, открытых помещений;
  • нозофобии, или страх болезни, например, болезней сердца, рака или страх сойти с ума;
  • социофобии, например, страх выступления, страхи покраснеть или вспотеть в обществе, страх рвоты;
  • обсессивно-компульсивные, например, страх загрязнения или заражения, страх нанесения или получения травм и увечий;
  • различные фобии, например, страх насекомых, привидений или какие-то редкие формы фобий.

4. Ипохондрический синдром

Присутствует при всех видах неврозов и характеризуется неадекватным, чаще чрезмерным, вниманием к своему здоровью. Структура синдрома выглядит так:

  • неприятные или болезненные ощущения, которые привлекают внимание пациента. Это могут быть какие-то физиологические изменения, возникающие во время еды или сна, отдыха или физической активности, либо начинающиеся изменения при неврозах.
  • эмоционально-аффективные нарушения и расстройства мышления, которые проявляются в виде тревоги или страха, снижения настроения, доходящие до навязчивых или даже сверхценных идей. Человек начинает активно наблюдать за своим состоянием, записывать свои жалобы. Также наблюдается эмоциональный окрас жалоб, например, в моей практике невролога пациенты иногда описывают головную боль такими словами: «жар в голове», «пульсация в голове», «в черепе зудит» и мн. др.

Если эти симптомы продолжаются длительно, то может произойти ипохондрический сдвиг личности. Проявляется он в полном подчинении своей жизни симптомам и болезни.

Патогенез

Определение невроза с годами не изменилось и выглядит так: различные внешние факторы большой, точнее неадекватно большой, силы и/или продолжительности воздействуют на человека. Это различные психологически неприятные ситуации или конфликты.[5] В ответ, чтобы сохранить в целости весь организм и повысить сопротивляемость этим факторам, мозг перестраивает свою работу посредством изменения функционирования высшей нервной деятельности. Это значит, что наши мысли и внимание перестраиваются на борьбу с конфликтом или его игнорирование. Так как слаженность функционирования всех органов и систем нашего организма зависит именно от работы нервной системы, ввиду подавления (в неврологии – торможение) или раздражения или усиления (в неврологии – подвижности или возбуждения) происходит нарушение функции внутренних органов и систем. Именно по этой причине можно наблюдать в клинике огромное разнообразие симптомов. Нервно-психическое напряжение, вызванное повышением тревоги за свое здоровье и продолжающимся воздействием психологических факторов, приводит к нарушениям жизненно-важных отношений — семейных, рабочих, личных и т. д., что, в свою очередь, вновь может стать причиной увеличения по силе и/или длительности воздействия психологических факторов.[6][7]

Классификация и стадии развития заболевания

неврастенияистерия(истерический невроз)невроз
навязчивых состояний
причинынесоответствие между
возможностями человека и его целями,
то есть требования к себе завышены;
всё возрастающие требования
к человеку в условиях современной жизни;
нездоровое стремление к
личному успеху, успеху «чего бы это ни
стоило»
чрезмерно завышенные
требования человека в сочетании с
игнорированием требований реальности;
требования к окружающим
всегда жестче, чем требования к себе
противоречия между внутренними
желаниями и потребностями, между
желаниями и долгом, между личными
принципами и привязанностями;
психотравмирующей ситуацией
могут быть эпизоды, когда забыл сделать
что-то важное или перенес состояние
сильного страха
особенности
воспитания
воспитание по типу «ты
должен достигнуть, сделать, добиться…»;
трансляция родителями
принципа условной любви – «я тебя люблю,
когда ты делаешь то и ведешь себя так,
как мне нужно»
нарушение формирования
системы жизненных ценностей;
явное
преобладание какой-то определенной
ценности, например, только деньги или
только духовность
воспитание в условиях
чрезмерной опеки и лишения личной
инициативы;
наличие противоречивых
требований к ребенку, что приводит к
формированию чувства неполноценности
проявлениявегетативные проявления;
повышенная возбудимость
и утомляемость;
расстройства внимания;
сниженная работоспособность;
сексуальные нарушения;
расстройства сна
вегетативные проявления;
истерические параличи;
поведение «я - центр мира»;
настроение неустойчивое;
забывчивость, впечатлительность;
показное поведение;
поверхностные переживания
проявляются в виде каких-то
фобий;
социофобии;
обсессивно-компульсивные
расстройства;
нозофобии;
простые фобии
механизмы компенсации«уход в работу»;
«уход в болезнь»;
«рационализация»*
«уход в болезнь»;
«вытеснение»**;
«регресс»***
«вытеснение»;
«интеллектуализация»****

* уменьшение значимости психотравмирующей ситуации

** устранение ситуации путем забывания или игнорирования

*** возвращение к более ранним способам поведения

**** логическое объяснение своих поступков

В последнее время все чаще встречаются формы невроза, когда определяются признаки разных видов, например сочетание неврастении и невроза навязчивых состояний.[8]

Диагностика

В этом вопросе важно сочетание различных методов:

  1. Клинический метод заключается во врачебном наблюдении, медицинском обследовании. На этом этапе задача выявить физические проявления невроза, степень нарушения функции органов и систем.
  2. Патопсихологический метод включает в себя:
  • изучение истории болезни пациента
  • беседа с пациентом
  • автобиография и дневники

На этом этапе задача — выявить особенности течения заболевания, структуру и особенности личности пациента, психотравмирующие ситуации в детстве и во взрослой жизни.

3. Психологический метод заключается в психологическом тестировании.

На этом этапе задача — выявить психологические особенности личности, особенности поведения в различных ситуациях (психологический эксперимент).[8]

Врачи многих клинических специальностей могут заподозрить у своего пациента невротическое расстройство и направить для диагностики. Следует помнить, что диагностикой и лечением невроза должны заниматься только специалисты, имеющие профильное образование. В специализированных стационарах это психотерапевты. В амбулаторной практике возможно сочетание специалистов неврологического и психологического профилей.

Лечение

Лечение неврозов разделяется на два метода — психотерапию и фармакотерапию. Наиболее оптимальных результатов удается достичь при комплексном сочетании двух методов.

Необходимость введения фармакологических средств, в частности — психотропных веществ, появилась в связи с невозможностью всем оказать качественную психотерапевтическую помощь. Обобщая свой опыт лечения неврозов, могу сказать, что очень часто применение препаратов очень помогает начать лечение. Это применимо и показано тем пациентам, кому сначала очень сложно раскрываться перед доктором, они считают свою жизнь и так благополучной. С течением времени, пока они принимают препараты, они ощущают улучшение и затем охотнее соглашаются уже на психокоррекцию.

И сейчас находятся сторонники только психотерапевтического или только фармакотерапевтического подхода. Более рациональным выглядит определение индивидуального плана лечения в каждой конкретной ситуации. Поскольку мы говорим о психотравме как о пусковом моменте, то без психотерапии не может обойтись ни один случай невроза. Тогда как в назначении медикаментов многие пациенты не нуждаются.

Фармакотерапия

Из всех психотропных препаратов наибольшую популярность в лечении неврозов приобрели транквилизаторы. Сейчас на рынке их огромное количество, и при необходимости доктор определит тот, который подойдет конкретному пациенту.

Транквилизаторы позволяют достичь многих положительных целей:

  1. уменьшить эмоциональную возбудимость пациентов;
  2. улучшить сон: пациенты лучше засыпают, улучшается качество сна;
  3. уменьшить вегетативные проявления невроза;
  4. уменьшить раздражительность, нервозность.

Кроме того, из психотропных препаратов для лечения можно использовать нейролептики, антидепрессанты, различные психостимуляторы. Широко используются препараты общеукрепляющего действия (витамины, ноотропы, нейропротекторы).[9]

Курс лечения индивидуальный и подбирается в зависимости от степени влияния биологических факторов на возникновение заболевания. Препараты выбирают с учетом особенностей пациента, интенсивности симптомов и видов невротических синдромов.

Психотерапия

Общеизвестно и постоянно подтверждается на практике, что большинство пациентов совершенно не осознают значения многих жизненных ситуаций и обстоятельств, которые так или иначе привели к болезни. Пациенты на первичном приеме заявляют о благополучии своей жизни, даже предъявляя при этом типичные невротические жалобы.

Это связано, с одной стороны, с сознательной установкой «о плохом не думать» и незнанием возможной степени влияния психологических и социальных факторов. С другой стороны, зачастую врачи клинических специальностей, в чье поле зрения попадают пациенты с неврозами, не имеют достаточной квалификации для выявления этих факторов.

Целью психотерапии является понимание пациентом влияния психотравмирующих ситуаций на его болезнь. Это важный компонент лечения. Необходимо изменить отношение человека к тем ситуациям, дать ему новый опыт переживания и извлечения опыта для будущего. Зачастую требуется вывести пациента из «его детской позиции», проявляющейся в использовании детских способов реагирования. Нейробиологи доказали, что нервные пути реагирования и образования эмоций формируются у человека до семи лет.[10] Соответственно, наша задача заключается в расширении способов реагирования. Чтобы получить результат, нужно изменить жизнь.

В качестве метода психотерапии ранее использовались психоанализ, личностно-ориентированная терапия, суггестивная (внушение) психотерапия. Сегодня мы имеем куда большее разнообразие методик: нейро-лингвистическое программирование, телесно-ориентированная терапия, системная психотерапия, метафорические ассоциативные карты, личностный и программно-ориентированный коучинг. Следует помнить, что зачастую эффективность дает именно сочетание различных методов.

Прогноз. Профилактика

В 90-ые годы, когда в нашей стране развивалась теория неврозов, профилактика их сводилась в основном к выстраиванию четкой системы движения пациента: лечение острой фазы в стационаре, затем амбулаторный этап, затем клуб бывших пациентов.

В наше время все эти этапы выстроены на базе психоневрологических диспансеров, что несколько пугает пациентов и тревожит их дополнительно. Ведь они расценивают пребывание в таком стационаре как угрозу своему существованию и риск получить психиатрический диагноз. К сожалению, наши люди не понимают разницы между психиатром и психотерапевтом. Ситуацию осложняет еще факт изобилия психотропных средств на рынке.

Прогноз при неврозах определяет в основном стадия выявления заболевания.

Если диагноз поставлен на этапе функциональных нарушений, значит, при возвращении нормального функционирования органов и систем человек будет здоров. Но если на этапе функциональных нарушений человек не получил должного лечения у психолога и не разрешил психотравмирующую ситуацию, то далее происходит уже перестройка самого органа. То есть мы получаем соматическую болезнь. Например, если ранее человек ощущал перебои в сердце, но объективно при дообследовании патологии не обнаружили, но было выявлено состояние невроза, которое не получает должного лечения, то человек имеет высокий риск заполучить нарушение ритма сердца как диагноз. Впоследствии это может привести к приему антиаритмиков пожизненно или операции.[11]

Следует также указать, что большинство людей обращается за медицинской помощью на этапе функциональных нарушений. Самостоятельно разрешить психологически значимую ситуацию, как правило, не удается. Для этого требуется помощь специалиста.

Список литературы

  • 1. Карвасарский Б.Д. Неврозы (руководство для врачей). – М.: Медицина, 1980. – 448 с.
  • 2. Карвасарский Б.Д. Неврозы. – 2-е издание, перераб. И доп. – М.: Медицина, 1990. – 576 с.
  • 3. Филимонов В.И. Физиологические основы психофизиологии. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 320 с.
  • 4. Вейн А.М., Дюкова Г.М. , Воробьева О.В., Данилов А.Б. «Панические атаки. Руководство для врачей». – Издательство «Эйдос Медиа», 2004. – 408 с.
  • 5. Смулевич А.Б. «Депрессии при соматических и психических заболеваниях». – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 432 с.
  • 6. Лесли Кэмерон-Бэндлер, Майк Лебо. НЛП. Интенсивный курс управления психикой. Перевод с англ. А.Смирнов, М.Потапова, П.Румянцева. – СПБ., 2007. – 219 с.
  • 7. Янов Артур. Первичный крик. Перевод с англ. А.Н. Анваера. – М.: «АСТ МОСКВА», 2008. – 606 с.
  • 8. Психологическая диагностика в практике врача/ редакторы-составители И.Ф.Дьяконов, Б.В.Овчинников. – СПб.: Спец.лит, 2008. – 143 с.
  • 9. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики. – М.: Эксмо, 2008. – 368 с.
  • 10. Смулевич А.Б. «Психопатология личности и коморбидных расстройств»: учеб.пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 208 с.
  • 11. Николлс Дж., Мартин А.Р., Валлас Б.Дж., Фукс П.А. От нейрона к мозгу. – М., 2016. – 676 с.

Содержание